В соответствии с законодательством РФ каждый хозяйствующий субъект должен вести бухгалтерский и налоговый учет. Но часто на практике сталкиваешься с тем, что учет может вестись с нарушениями, либо вообще никак. Причин на это может быть несколько. Некоторые из них:
– некомпетентность, недостаточность знаний бухгалтера;
– большая загруженность бухгалтера (особенно если компания в процессе роста, дополнительного бухгалтера брать вроде ещё рано, но уже надо);
– учет не велся вообще по каким-либо причинам;
– исчезновение бухгалтера с документами и базой.
Восстановление учета это комплекс мероприятий, цель которых – приведение всех бухгалтерских документов и учета компании в соответствии с требованиями законодательства. Несоответствие имеющихся первичных документов с данными учета и сданной бухгалтерской и налоговой отчетностью может привести к серьезным последствиям работы компании. В первую очередь могут возникнуть проблемы с налоговыми, прочими государственными органами и банками.
Восстановление учета начинается с анализа текущей ситуации, полноты наличия первичных документов, отражения их в базе данных, сравнением введенных данных со сданной бухгалтерской и налоговой отчетностью. На основании первичных данных составляется план мероприятий, в котором расписываются необходимые действия и сроки их исполнения, в дальнейшем проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей, расчетов с контрагентами и прочее. Результатом восстановления бухгалтерского и налогового учета является полноценная база бухгалтерского и налогового учета, сдача необходимой бухгалтерской и налоговой отчетности и уплата налогов при необходимости. После завершения всех работ разрабатывается перечень рекомендаций по дальнейшему ведению бухгалтерского и налогового учета в компании. Желательно не допускать подобных ситуаций, а для этого владельцам необходимо иногда запрашивать у своих бухгалтеров определенные отчеты и уметь их читать. И, при наличии сомнений в правильности ведения бухгалтерского и налогового учета, раз в год заказывать аудит.